Бешанова Чулпан Аксановна

План по самообразованию на 2015-2018 учебные годы

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального  района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

по самообразованию

 

Тема: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС»

 

на 2015-2018 года.

 

 

Подготовила:

воспитатель Бешанова Ч.А.

 

 

2015г.

2015-2016 учебный год

 

Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством воспитания любви к природе»

 

Актуальность.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Одним из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности является использование организации интересной содержательной жизни ребенка посредством:

· повседневных наблюдений за явлениями природы;

· общения с искусством, материального обеспечения;

· учета индивидуальных особенностей ребенка;

· бережного отношения к процессу и результату детской деятельности;

· налаженности атмосферы творчества и мотивации задания.

За основу художественно-творческой деятельности ребенка в экологическом воспитании необходимо взять:

· личностную позицию ребенка, желание самовыразиться;

·  развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

· создание художественного образа – личностное отношение ребенка к природным, экологическим объектам, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных);

· изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога  в качестве помощника, соучастника творчества.

Цель:разработать формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-пейзажистов.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

-проводить самоанализ и самооценку собственной деятельности в области художественно-эстетического развития дошкольников;

- создать методическую базу, совершенствующую практический опыт в

направлении художественно-эстетического развития и отвечающую требованиям ФГОС ДО;

- апробировать данный педагогический опыт на практике;

-представить опыт по данной теме на педагогическом совете, ГМО

воспитателей с продуктивным результатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание работы над темой самообразования

№ п/п

Содержание работы

Источники

Сроки

Ожидаемый результат

1.

ФГОС ДО в современных  технологиях по развитию художественно-эстетического воспитания детей

методическая литература:

1.От рождения до школы. Примернаяобщеобразовательная

программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.4 5

Сентябрь-декабрь

повышение качества проведения НОД

  2.

Создание творческой лаборатории

 методическая литература:

1.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

2.Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа»

3.С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.

4. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.

5.Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А.

интернет ресурсы:

1.Сайт «Библиотека», раздел «Познавательное развитие».

2.ppt4web.ru

изучение опыта других педагогов

постоянно

Накопление теоретического опыта: перспективное планирование, цикл занятий,

дидактические, развивающие игры, компьютерные презентации

3.

Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики

Научно-популярная литература:

1.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. М., 1998

2.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум. - М.,1981

Методическая литература:
Основы педагогики и психологии. 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО

Интернет

постоянно

Повышение качества проведения НОД с детьми

4.

Разработка кружковой работы по развитию творческих способностей

Методическая литература:

1.С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.

2. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.

3.Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А.

октябрь

Изговление подарков на праздники для родителей, организация выставок в ДОУ, участие в конкурсах.

4.

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами по развитию художественно-эстетического воспитания дошкольников

обмен опытом с коллегами

постоянно

Анализ и самоанализ деятельности

5.

Работа с родителями

 Методическая литература, интернет ресурсы

постоянно

Консультации, беседы, выставки, конкурсы.

6.

Использование ИКТ и внедрение их в образовательный процесс

интернет источники

постоянно

Открытые просмотры образовательной деятельности

7.

Педагогическая диагностика художественно-творческого развития детей

методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.

май 

Самоанализ деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 2016-2017 учебный год

Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и

народная педагогика»

Актуальность.

 

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом в качестве жизненно важной проблемы. Народная педагогика как система знаний и навыков воспитания подрастающего поколения на основе народных представлений о мире и взаимоотношениях человека с ним складывалась веками, воплощаясь в этнокультурных традициях и художественном творчестве народа. Пройдя через века и вобрав в себя культурный опыт нации, народная педагогика сконцентрировала в себе и отобрала самое характерное, что есть в национальном характере, системе личностных отношений, эстетических представлениях, нравственных и духовных основах народа. Творческое осмысление и применение этого опыта является основой нормального развития современного общества.

 

 Цель: развитие художественно – творческих способностей детей средствами интегрирования народной культуры во все виды творческой деятельности дошкольников.

Задачи:

- изучить научную, учебно-методическую литературу по вопросу использования достижений культуры народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста ;

- изучить опыт других педагогов-специалистов в этой области;

- использовать полученный опыт в работе с детьми.

 

Литература:

1.Грибовский А. А. Коллективное творчество дошкольников,ТЦ,Москва 2007

2. Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парцильная программа. СПБ,Детсво-пресс, 2011.

3. Жегалова С. К. Русская народная живопись. Москва, Просвещение, 1984

Содержание работы над темой самообразования

№ п/п

Содержание работы

Источники

Сроки

Ожидаемый результат

1.

ФГОС ДО в современных  технологиях по развитию художественно-эстетического воспитания детей

методическая литература:

1.От рождения до школы. Примернаяобщеобразовательная

программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.4 5

Сентябрь

повышение качества проведения НОД

  2.

Создание творческой лаборатории

 методическая литература:

1. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. — Саранск, 1968;

2. Мартьянов В. Н. Материалы по резному орнаменту Мордовии // Сов. этнография. — 1977. — № 1;

3. Шибаков Н. И. Деревянная скульптура мордвы. — Саранск, 1980;

4.Руденко С. Я. Башкиры: историко-этнографические очерки;

5. Справочник «Культура Чувашии»

6.

 7.Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А.

интернет ресурсы:

1.  http://tatmuseum.ru/wpcontent/uploads/2014/03/DSC_1509.jpg

2.ppt4web.ru

3.http://pckfun.ru/kultura-narodov-povolzhya.php

изучение опыта других педагогов

постоянно

Накопление теоретического опыта: перспективное планирование, цикл занятий,

дидактические, развивающие игры, компьютерные презентации

3.

Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики

Научно-популярная литература:

1.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. М., 1998

2.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум. - М.,1981

Методическая литература:
Основы педагогики и психологии. 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО

Интернет

постоянно

Повышение качества проведения НОД с детьми

4.

Разработка кружковой работы по развитию любознательности и творчества детей через расширение их знаний о прикладном творчестве народов Поволжья.

Методическая литература:

1.С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.

2.Алехин А.Д.

Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

3.Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

4.Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А.

5.Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

октябрь

Изготовление подарков на праздники для родителей, организация выставок в ДОУ, участие в конкурсах.

4.

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами по развитию художественно-эстетического воспитания дошкольников

обмен опытом с коллегами

постоянно

Анализ и самоанализ деятельности

5.

Работа с родителями

 Методическая литература, интернет ресурсы.

постоянно

 Анкетирование, консультации, беседы, выставки, конкурсы, родительское собрание

6.

Использование ИКТ и внедрение их в образовательный процесс

интернет источники

постоянно

Открытые просмотры образовательной деятельности

7.

Педагогическая диагностика художественно-творческого развития детей

методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.

май 

Самоанализ деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2017 – 2018 учебный год

Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования активных форм обучения»

 

Актуальность.

Создание условий обеспечивают развитие способности у детей к самосовершенствованию и саморазвитию, в соответствии одним из самых осязаемых видов декоративно-прикладного искусство. Занятие тестопластики дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир. Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели состоит  в освоении не достающегося умения в переосмыслении современного ребенка с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств организации воспитательного процесса на основе использования декоративно-прикладного искусство.

Таким образом, повышая восприимчивость к элементам художественной формы, дошкольники осваивают различные виды деятельности, что влияет на эмоциональное благополучие ребенка.

И в результате отмечается расширение представлений детей о различных видах изобразительной деятельности, многообразии художественных материалов.

Дошкольное детство – важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных взаимоотношений, разных видов деятельности и стремительного расширения рамок окружающей действительности. И в настоящее время для всех родителей, педагогов, психологов неоспоримым фактом является необходимость всестороннего развития ребенка-дошкольника.

Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей, способностей.

 Задачи достижения поставленной цели:

· Подготовить методический материал, план работы, картотеку активных форм обучения.

· Организовать самостоятельную деятельность с использованием активных форм обучения.

· Воспитывать творческую личность.

· Развивать интересы, способности.

· Развивать эмоционально-позитивное отношение к процессу.

· Вызвать интерес к изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.

· Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

· Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение),  развивать творческие способности, фантазию.

 

 

Содержание работы над темой самообразования

№ п/п

Содержание работы

Источники

Сроки

Ожидаемый результат

1.

ФГОС ДО в современных  технологиях по развитию художественно-эстетического воспитания детей

методическая литература:

1.От рождения до школы. Примернаяобщеобразовательная

программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.4 5

Сентябрь

повышение качества проведения НОД

  2.

Создание творческой лаборатории

 методическая литература:

 1.Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А.

2. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд»

3.  Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.

4. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.

5.Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»

интернет ресурсы:

1.ppt4web.ru

изучение опыта других педагогов

постоянно

Накопление теоретического опыта: перспективное планирование, цикл занятий,

дидактические, развивающие игры, компьютерные презентации

3.

Совершенствование знаний в области классической современной психологии и педагогики

Научно-популярная литература:

1.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. М., 1998

2.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум. - М.,1981

Методическая литература:
Основы педагогики и психологии. 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО

Интернет

постоянно

Повышение качества проведения НОД с детьми

4.

Разработка кружковой работы по развитию любознательности и творчества детей.

Методическая литература:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

октябрь

Изготовление подарков на праздники для родителей, организация выставок в ДОУ, участие в конкурсах.

4.

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами по развитию художественно-эстетического воспитания дошкольников

обмен опытом с коллегами

постоянно

Анализ и самоанализ деятельности

5.

Работа с родителями

 Методическая литература, интернет ресурсы.

постоянно

 Анкетирование, консультации, беседы, выставки, конкурсы, родительское собрание

6.

Использование ИКТ и внедрение их в образовательный процесс

интернет источники

постоянно

Открытые просмотры образовательной деятельности

7.

Педагогическая диагностика художественно-творческого развития детей

методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.

май 

Самоанализ деятельности

 

Ожидаемые результаты.

Для каждого ребенка показателем успехов является:

познать жизнь и желание самому добиться результата в собственных делах , занятиях.      Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый родителями, и педагогом. Занятия создают  возможности для успешного развития каждого ребенка.

· Рефлексия способов и условий действия.

· Обогащает словарный запас.

· Аккуратность выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.

· Оригинальность предлагаемых художественных решений.

· Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.

· Окрепшая моторика рук.

· Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие работать  в выставках.

· Система контроля за исполнением является мониторинг ,качественная и количественная оценка действий ребенка.

5 ноября 2016 в 16:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.